Развивающие игрушки. Жми. Покупай

Оригинальные развивающие игрушки и декор в детские комнаты.

Условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Эффективные условия ее формирования в процессе обучения и воспитания.

Источник: Светлана

С целью повышения уровня сформированности познавательной активности у старших дошкольников, необходимо выявить эффективные условия ее формирования в процессе обучения и воспитания.

Педагогические условия определяются как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающая успешность достижения поставленной задачи.

По мнению С.А. Козловой и Т.А. Куликовой «условия – это обстоятельства, от которых что–либо зависит».

Одной из главных целей развития ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности.

Развивая познавательную активность ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило ребенку стать всесторонне развитым и активным человеком.

Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.

Воспитатель закрепляет у детей представление о том, что на занятиях можно узнать много нового и интересного, но для того, чтобы научиться этому, нужно стараться, внимательно слушать объяснения и до конца выполнять все указания. Познавательная и воспитательная задача соединяются и решаются в комплексе: познавательная мотивация побуждает детей к активности, развивает любознательность, а старательность оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего ребенок усваивает предлагаемое содержание.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на познавательное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.

Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательная активность и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Основное условие, обеспечивающее развитие познавательной активности, — насыщенная предметно — развивающая среда, а также возможность практической деятельности в ней.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую), т.е. становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования.

Большое внимание вопросам оснащения детских садов оборудованием и материалами уделяли Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.В.Суровцева. Значительный вклад в разработку проблемы создания эстетической среды внесла лаборатория эстетического воспитания под руководством Н.А.Ветлугиной. Изменение предметной среды рассматривают Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова как одно из направлений гуманизации и повышения эффективности педагогического процесса в ДОУ.

С.В. Кожакарь и С.А. Козловой выявлены педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.

Предметно-развивающаяся среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда — это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Окружающая среда рассматривается нами как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Творческий коллектив специалистов-представителей разных профессий (психологов, педагогов, дизайнеров, архитекторов) разработал Концепцию построения развивающей среды в дошкольном учреждении (В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова), в которой получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания. Применительно к организации условий жизни детей в детском саду авторы сформулировали следующие принципы построения личностно-ориентированной модели развивающей предметной среды в ДОУ:

1) принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога;

2) принцип «активности», возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», спортивный;

3) принцип «стабильности — динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей», который можно проследить в изменяющемся уголке «театр+библиотека+уединение», «изодеятельность + настольные игры + библиотека»;

4) принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

5) принцип «эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого», где каждому необходимо создать оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности, должно быть обеспечено личное пространство – это кровать и шкаф для одежды и т.д.;

6) принцип «сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды», реализующийся в интерьере группы, что способствует развитию чувства прекрасного и развивает вкус ребенка;

7) принцип «открытости-закрытости» — это открытость природе, открытость культуре, открытость своего «Я»;

8) принцип «учета половых и возрастных различий детей».

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач мы считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.

В старшем возрасте «перед глазами» детей должны быть числовой и буквенный фризы, магнитная азбука, настольные игры – домино, шашки, шахматы, настольный футбол, хоккей, баскетбол, различные головоломки, различное лото, наборы открыток по всевозможным темам, коллекции, карта мира, глобус, желательны микроскоп и лупа, калькулятор, настенные календари, измерительные приборы, различные шаблоны линейки, и т.д. В старшем возрасте желательно наличие в группе проигрывателя, магнитофона, телевизора, диапроектора, наличие разнообразных конструкторов, строительного материала для ручного труда.

Предметно-развивающая среда, созданная в саду для развития познавательной активности детей от 3-7 лет – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года (и в тоже время “сокровищница”- это личная собственность ребёнка, приятное ощущение тайны для него). Беседуя с ребёнком о том или ином предмете из “сокровищницы”, можно загадать описательную загадку, рассказать познавательную сказку. В импровизированных познавательных сказках в завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Благодаря познавательным сказкам, сказкам — пояснениям дети имеют возможность эмоционально соприкоснуться с природой.

Основой для познавательных сказок и рассказов является различная познавательная информация, героями сказок могут быть вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию. Вместе с героями сказки дети познают и узнают много интересного.

Давая ребенку определенные знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребенка.

Как показали исследования, хорошие результаты приносит экспериментирование и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами.

В практике работы с детьми широко применяется эксперимент. С помощью воспитателя дети ставят опыты и делают много интересных открытий.

Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов.

В 1990-е гг. профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы

в системе дошкольного образования, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы дошкольных учреждений.

По мнению Н.Н. Поддъякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок все может делать самостоятельно. Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников.

Экспериментальная деятельность пробуждает интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях.

Экспериментирование проводится не только на занятиях, но и в свободное время с детьми, проявившими интерес. Детям представляется наибольшая свобода, педагог лишь по необходимости отвечает на возникающие вопросы, направляет ход эксперимента. Организация и поощрение экспериментирования окажут в дальнейшем влияние познавательного интереса к окружающему.

Важнейшая особенность эксперимента в том, что у ребенка создается возможность управлять явлением, изменять направления поиска с целью выявления его существенных свойств, закономерностей, установления скрытых причинно-следственных отношений между предметами, явлениями. Использование специальных физических приборов, например, в процессе выявления разнообразия световых явлений и причин их возникновения, придает таинственный и загадочный характер познавательной деятельности ребенка.

Естественные науки дают благодатный материал для активизации познавательной деятельности дошкольника, достижения развивающего эффекта процесса познания. Их богатый системный и в то же время проблемный, зачастую парадоксальный материал с большим числом новых фактов позволяет «оживить» основы этих наук, организовать эвристический, эмоционально переживаемый поиск «моментов истины», «повторения открытий» в проигрываемых и реальных образовательных ситуациях.

В процессе экспериментирования ребенок выступает субъектом деятельности, осваивает ориентировочную основу поисковой деятельности, приобретает соответствующие умения. Житейские понятия уточняются, систематизируются, ребенок начинает подходить к пониманию явления с научных позиций, что способствует развитию познавательной активности ребенка.

Еще одним важным условием развития познавательной активности является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский.

Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал занятие как «универсальное искусство обучения всех всему», четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на занятиях. Кроме того, он одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольного возраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение – это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

А.П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети.

К первому уровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения.

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме обучения детей, развитию у них познавательной активности.

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение развивающим занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.

Развивающие занятия построены на основе постепенно усложняющихся задач развития ребенка, на деятельностном подходе и интегративных принципах им организации освоения содержания, которые, с одной стороны, взаимообогащают целостность восприятия содержания различных областей действительности, а с другой – не нарушают собственной внутренней логики освоения каждой из областей.

На сегодня признано, что без обучения не может быть развития. По отношению к дошкольнику, это такой процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития ребенка. Это так же предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения слову «занятие» — заниматься с ребенком чем-то интересным и полезным, но не в форме школьного урока.

В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

По мнению А.Ф. Островской, в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом

занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Содержание занятий должно быть насыщенным, несложным и не слишком простым. Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса у детей, поскольку не создает радости интеллектуальной победы.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения — занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие – беседа и занятие – наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

На всех типах занятий должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для дошкольников приемы и методы: использование наглядности, рассказы – загадки, элементы викторины, проблемные рассказы и ситуации.

Обязательным условием возникновения познавательной активности А.П. Усова считает дидактические игры и упражнения. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что можно сделать, увидеть и наглядно показать способ действий.

Условием развития познавательной активности могут выступать проведение познавательных игр, которые опираются на создание в обучении игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Это игры – путешествия, игры типа электровикторин, с помощью которых изучаются животный мир и т.п.

Познавательные игры – специфический вид общения, помогающий воспитателю создавать в группе здоровый психологический микроклимат, основой которого является: принятие ребенка таким, каков он есть, уважение его достоинства и сотворчества между воспитателем и ребенком.

Познавательные игры – путешествия позволяют каждому ребенку без принуждения подключаться к происходящему.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что условиями успешного развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста выступают: организация предметно-развивающей среды, проведение развивающих занятий, дидактические и познавательные игры, экспериментирование и постановка опытов.

comments powered by HyperComments

Похожее