Развивающие игрушки. Жми. Покупай

Оригинальные развивающие игрушки и декор в детские комнаты.

Существует ли безбарьерная среда в вузах?

Какие факторы могут влиять на столь малую вовлеченность инвалидов в получение высшего образования?

Источник: Директор центра информационной политики Мининского университета Ильдар Айбулатович Нуриев

Проведенный в мае-апреле мониторинг высших учебных заведений страны показал, что доля студентов с инвалидностью и ОВЗ от всего числа студентов составляет 0,46%. В вузах обучается 16 703 таких студента, в то время как общее число людей с инвалидностью и ОВЗ в возрасте от 18 до 30 составляет 542 380. Какие факторы могут влиять на столь малую вовлеченность инвалидов в получение высшего образования?

Одним из очевидных ответов является архитектурная и материально-техническая подготовленность вузов. Действительно, всего 22,6% всех корпусов университетов, принявших участие в мониторинге (всего приняло участие – 871), полностью приспособлены для работы с различными нозологиями. При этом к полностью подготовленным вузам относятся 95 (10,9% от общего числа), а подготовленными к работе хотя бы с одной из основных нозологий (зрение, слух, нарушения опорно-двигательного аппарата) – 219, что составляет 25% от всех исследованных. Большинство вузов, в которых полностью создана безбарьерная среда, находятся в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах.

Читать:  Россия не Финляндия: нужны ли школьникам домашние задания?

Число специализированных санитарно-гигиенических помещений (туалетная кабина для маломобильных студентов, откидные опорные поручни, обустройство штанг и т.п.) является одним из ключевых показателей готовности ВУЗов к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья. На наличие таких помещений указало 663 вуза (76,1%). При этом в рамках одного университета не все корпуса оборудованы подобными помещениями, всего готовых с этой точки зрения корпусов – треть от всего числа.

Вузами, характеризующимися как наиболее архитектурно доступные для людей с инвалидностью и ОВЗ, в соответствии с данными мониторинга, являются Ставропольский государственный аграрный университет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА им. К.И. Скрябина.

Другим ограничивающим фактором для поступления в вуз, если потенциальный абитуриент проживает в населенном пункте, не имеющим организации высшего образования, является возможность размещения в общежитии. Например, количество специально оборудованных мест в общежитии для проживания студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1623 места в 186 ВУЗах (21,35% от общего числа), а 414 ВУЗов (47,53%) не имеют соответствующим образом оборудованных мест. Фактически, почти 80% ВУЗов сегодня не имеют возможности предоставить места для проживания в общежитиях обучающимся с нарушениями ОДА. Условия проживания в общежитии для обучающихся с нарушениями слуха обеспечены, в настоящее время, лишь в 109 ВУЗах (12,51% от числа опрошенных). А к размещению студентов с нарушениями зрения готово менее 10% от общего числа ВУЗов, участвовавших в мониторинге.

Читать:  Россия не Финляндия: нужны ли школьникам домашние задания?

Материально-техническая база обеспечения учебного процесса является одним из важнейших условий получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями. Согласно результатам мониторинга, в настоящее время, аудиториями, специально оборудованными для работы со студентами с нарушением зрения, располагает 358 ВУЗов (41,1% от общего числа). 289 ВУЗов (33,18%) не имеют таких аудиторий. Специализированным стационарным оборудованием по обеспечению учебного процесса для слабослышащих оборудовано 4237 аудиторий в 314 ВУЗах (36,05% от числа участников мониторинга). Отсутствуют оборудованные аудитории в 291 ВУЗе (33,41%), а затруднились с ответом 266 ВУЗов (30,54%).

Общее количество аудиторий имеющих оборудование, предназначенное для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 2161 в 255 учебных заведениях, участниках мониторинга (29,28%). Т.е. в среднем треть вузов подготовлена материально-технически к обучению студентов-инвалидов по одной из трех основных нозологий.

Читать:  Россия не Финляндия: нужны ли школьникам домашние задания?

Таким образом, как видно из результатов проведенного мониторинга, у абитуриента с ОВЗ и инвалидностью действительно есть много ограничений с архитектурной и материально-технической точки зрения. В то время как одни вузы подготовлены в одном аспекте, например, создании безбарьерной среды в корпусах, другие, как подготовка общежитий или оснащение аудиторий, могут оставаться без внимания. Так и получается, что на данный момент вузов, полностью готовых принять студентов-инвалидов, остается считанное количество.

comments powered by HyperComments

Похожее