Развивающие игрушки. Жми. Покупай

Оригинальные развивающие игрушки и декор в детские комнаты.

Советы начинающему руководителю ДОУ

Период вхождения в должность отличается напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития.

Аннотация: статья посвящена адаптации начинающего руководителя. Период вхождения в должность отличается напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития.
Помню, как первую неделю в должности была в прострации, не знала, к чему приступить, что делать. Звонила знакомым заведующим в другие детские сады за советом. Ответ был: «Соберись, почитай законы, почитай документы». В результате, ходила по организации, разговаривала с сотрудниками, писала приказы по текущей деятельности и постепенно знакомилась с содержанием номенклатурных документов. Сейчас, анализируя работу прошедших лет могу поделиться опытом начинающего («молодого») руководителя.

В должностные обязанности заведующего входят:
• Организация и контроль по питанию;
• Организация и контроль по образовательной деятельности;
• Организация и контроль по хозяйственной деятельности;
• Организация взаимодействия с социумом (включая поиск благотворительной и спонсорской помощи депутатов, организаций).

Первое, с чего надо начинать – успокоиться и спланировать деятельность по приоритетам. Мое мнение, главное – это люди. Для коллектива смена руководителя — сильный стресс. Необходимо познакомиться с ними. Начинать надо с ежедневного обхода групп, пищеблока, прачечной и т.д. и общения с подчиненными. Пусть привыкнут к Вам, начнут делиться идеями, надеждами, радостями. Ваша цель – создание для себя макета коллектива. Планировать деятельность, не зная на что способны люди, с которыми Вам предстоит работать, не возможно.

На основе наблюдений, отрефлексировав полученные знания, выявляем сколько сотрудников с высокой подвижностью нервных процессов (они быстро перестроятся ко всем изменениям, требованиям), а сколько с низкой подвижностью. К каждой категории вырабатываем свой подход работы.

Читать:  Россия не Финляндия: нужны ли школьникам домашние задания?

Трудность состоит в том, что выявятся те, кто против Вас. Кто считает, что Вы недостойны занимаемой должности, не справляетесь и вообще… (причин найти можно много). Вот таких людей надо держать близко, контролировать их деятельность, может прибегать к каким то уловкам, чтобы они почувствовали свою значимость и не бунтовали. Со временем, если с такими сотрудниками все же не улучшатся взаимоотношения, то придется проститься. Не надо этого бояться. В первые год – два работы нового руководителя происходит обновление коллектива. Уходят те, кому Вы лично не нравитесь, не нравится Ваша подход руководства и т.п.. Остается рабочий состав, на который можно положится в любой ситуации, который в будущем пойдет за Вами, как за лидером.

Теперь второе – важно посетить родительские собрания во всех группах, познакомиться с родителями. Так же организовать общее родительское собрание. Для этого должна быть взята нетрадиционная форма проведения. Первое впечатление – самое стойкое. Если все организовать грамотно и интересно, то будущее взаимодействие будет плодотворно.

Работа с коллективом и родителями, описанная выше, это первые шаги по организации образовательного процесса с последующим контролем.

Немного о контроле. Данный вид деятельности от руководителя требуют все вышестоящие организации. Заведующий должен контролировать всё! Начиная с исправности всего имущества (сантехники, электрики, мебели, оборудования, здания и т.п.) и заканчивая образовательным процессом, взаимодействие сотрудников друг с другом, с детьми и с родителями. Много раз приходилось выходить на работу и в 5 часов утра в рабочие дни (контроль закладки продуктов питания на день и отслеживание деятельности поваров) и в выходные дни (проверка работы сторожей). Особенно в первый год руководства это необходимо для того, чтобы сотрудники знали, что вы в курсе всех дел внутри детского сада.

Читать:  Россия не Финляндия: нужны ли школьникам домашние задания?

Самыми первыми вашими помощниками должны стать старший воспитатель и завхоз. Педагог организовывает работу педагогического коллектива, а завхоз — рабочего. Для слаженной работы важно каждую неделю проводить совещания с ними, обсуждая план развития учреждения на ближайшее время: какие экскурсии, развлечения, праздники, конкурсы проводить, какие закупки необходимо сделать и т.п.. Соответственно и контрольная деятельность во многих случаях планируется совместная. Какие выявляются отклонения в деятельности той или другой категории сотрудников – устранение этих замечаний в первую очередь организуют старший воспитатель или завхоз (в форме бесед, рекомендаций, указаний, совместной деятельности и т.п.).

Современный руководитель должен знать много законов и других локальных актов, на основании которых строится работа в дошкольном образовании. Когда я начинала, то старалась найти сразу те документы, на которые шла ссылка на совещаниях, в документах детского сада, скачать или распечатать их и выделить ключевые высказывания в них.

Основной документ, который издает руководитель это приказ. В Википедии звучит так: «Приказ – это правовой акт, который создается единолично руководителем организации (лицом, исполняющим его обязанности), в целях разрешения вопросов основной деятельности или по личному составу». Чтобы были учтены все виды деятельности, лучше создать алгоритм приказов, которые повторяются каждый год. Например, на начало календарного года обязательно должны быть приказы по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, гражданской обороне, о создании различных комиссий, об организации питания и т.д.. Обязательно учитываются требования Трудового кодекса Российской Федерации, Министерства труда РФ. Возьмем к примеру график сторожей. По закону приказ об утверждении графика сторожей издается не позднее, чем за 1 месяц до наступления нового года.

Читать:  Россия не Финляндия: нужны ли школьникам домашние задания?

Чтобы лучше ориентироваться в нормативно – правовых актах, оставленных предшественником, с помощью номенклатуры дел можно структурировать их так, как вам удобно, так же проверить сроки действия документов. Некоторые, возможно, уже необходимо оформить в архив или просто изъять, заменив новыми. Для этого необходимо выделить время в течение рабочей недели. Наиболее приемлемо – это создать циклограмму деятельности на неделю, некий алгоритм дел, в который будут вписаны и аппаратные совещания, и консультации с педагогами и родителями, и работа с документацией.

В итоге хотелось бы отметить, что эффективность управления дошкольным образовательным учреждением напрямую зависит от умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия.

Источник: Шевякова Ольга Валерьевна, заведующий МБДОУ детский сад № 8, г. Воткинск Удмуртской Республики

comments powered by HyperComments

Похожее