Развивающие игрушки. Жми. Покупай

Оригинальные развивающие игрушки и декор в детские комнаты.

Из опыта сотрудничества классного руководителя с родителями учеников

«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Источник: Ивлева Ирина Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №6,
г.Ахтубинск.

Главными задачами в этом направлении являются сплочение сил, установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.
В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока. А что же осталось? Остались родители и дети—с их радостями, горестями, разрешимыми, а порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями, с его проблемой пересмотра логики и содержания этого сотрудничества.

Воспитание реализуется полностью только в коллективе. В работе с родителями ставлю цель: включение
родителей в воспитательно – образовательный процесс как равноправных и равноответственных
партнеров

Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник, главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.
Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет! И. А. Крылов в басне Лебедь, Щука и Рак:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука…

Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе. Задача классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение.

Задолго до начала поступления детей в школу, я начинаю изучать семью (это составление анкет, проведение род. собраний, беседы, консультации по вопросам предстоящей учебы, организовываю заказ и приобретение учебников, тетрадей). В итоге составляю социальный паспорт родителей класса.

Проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса (таких семей в моем классе 20).

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начался переход начальной школы на стандарты второго поколения.
Одной из отличительных черт проекта является расширение общественного участия родителей в жизни школы.

Родители стали активными непосредственными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации вне учебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов. С их участием более интересной становится жизнь в классе, значительно быстрее решаются учебно-воспитательные, досуговые, социально-бытовые проблемы, заметно повышается результативность процесса воспитания детей.

В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.
1.Родительские собрания. Заранее обдумываю тему собрания, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставки детских работ, фотомонтаж прошедших мероприятий.
На первом родительском собрании в начале учебного года знакомлю родителей с основными учебно-воспитательными задачами на этот год. Здесь же предлагает родителям решить, кто из них и как будет участвовать в работе класса. И родители по желанию делятся на группы:
1 группа — ответственные за доклады, лекций, обмен опытом;
2 группа — ответственные за организацию экскурсий, походов;
3 группа — ответственные за проведение праздников, конкурсов;
4 группа — ответственные за изготовление наглядных пособий и оформление и благоустройство кабинета.

2. Работа родительского комитета. В его состав входят (председатель, казначей, ответственный за передачу информации) – это наиболее активные родители. (Рудова О.А, Белоусова Д.М, Аракелян Н.Ю.) На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год.
Родительский комитет проводит индивидуальную работу с родителями (например, плохое поведение ребенка, не посещение родительских собраний, неблагополучная семья и др). Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы.

3. Индивидуальные беседы и консультации. Для их проведения может быть привлечен психолог, библиотекарь, администрация, другие родители. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания конкретных учащихся. В плане воспитательной работы заведена отдельная страница, где стараюсь отражать: когда, с кем и по какому вопросу проведена беседа или консультация.

4. Родительский кружок. Любой, увлеченный родитель, может помогать работе кружка в классе. Учитель в этом случае не устраняется от работы, а является руководителем. Так в нашем классе работает кружок художественно-эстетического направления (постановка танцевальных номеров-Рудова О.А; в работе со словом, театрализацией, игровые и развлекательные тренинги- Батракова Т.В.; изготовление стен-газет- Камышова А. А.)

5. Родительский классный час. В нашем классе проводится 2 раза в год. На собрании сразу выбираем родителей для подготовки и проведения классных часов. На следующий год выбираем других. В 2016-17г мы запланировали и провели классные часы ко Дню Матери «Люблю тебя, мама, за что, я не знаю» ( родительский комитет.) На конец года: «Труд в почёте любой, мир профессий большой». Такие классные часы проходят интересно и оживлённо.

6. Родительские рейды. В нашем классе мы проводим рейды по проверке тетрадей, дневников, состоянию учебников, внешний вид учащихся. Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. Детей награждаем по итогам рейда. Например, на лучшие тетради, мы одевали «почетные обложки», за лучшую сохранность учебных принадлежностей – дарили закладки. Важно то, что лучшая тетрадь определяется не по степени грамотности, а по степени аккуратности. Поэтому, даже слабый ученик вполне может стать победителем. Такие рейды мы проводим 1-2 раза в год, хотя, можно проводить по четвертям.

7. Круглый стол. Лучше проходит в неформальной обстановке, за чашкой чая (обычно после мероприятия в классе, которое проходит с чаепитием) Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Учитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива. В первом классе круглый стол состоялся 2 раза-в начале учебного года «Отчего бывает трудно первокласснику?» и в конце «Первые удачи и неудачи», в этом году запланировали на конец учебного года.

8. Исследовательская работа. В современном образовании, исследования занимают важное место. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.

В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Победителями конкурса проектов на конференции «Первые шаги в науку стали: Варенцова Лиза, Фоменко Дмитрий, Крыгина Мария.

9. День открытых дверей. Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Однако, есть родители, которые высказывают свое желание увидеть, как ребенок работает на уроке.
«День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Обычно такое мероприятие провожу в день родительского собрания.

10. Праздники. Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников являются праздники. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В первом классе 7 крупных праздников: «День Знаний», «Посвящение в первоклассники», »День Матери», »Новый год»,»8 марта», «23 февраля», «Прощание с Азбукой». Если в первом классе основную подготовку взяла на себя, то во втором я только направляла родителей. В конце 4 класса родители оказывают помощь в организации праздника «Прощание с начальной школой».

В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Как-то я задумала провести семейный праздник «КВН для мам и детей». (3 класс) Набралось 2 команды: мамы и девочки «Ромашки», мамы и мальчики « Тюльпанчики» Принимали участие и бабушки. Праздник удался. Дети, чьи родители не пришли, долго делились впечатлениями о мероприятии. Был подготовлен фотоотчет. И потом те, кто отказался от участия, просили: «Давайте еще раз проведем». Позже этот праздник вошел в традицию. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.)

11. Семейные вечера. При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Моя семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», « Самая читающая семья». Главное условие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, папы очень редко посещают школу по собственной инициативе. Их необходимо настроить, заинтересовать в мероприятии. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется («Любимые бабушки наши»)

Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений. В своей практике, я ежегодно веду учет участия родителей в жизни класса « Экран активности». Напротив фамилии каждого ученика я ставлю +, если родители принимали участие в каком-либо мероприятии. В конце года я подсчитываю количество баллов и довожу их до сведения детей и родителей.

Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.
Успехов Вам, коллеги!

comments powered by HyperComments

Похожее