Развивающие игрушки. Жми. Покупай

Оригинальные развивающие игрушки и декор в детские комнаты.

Диагностический ресурс песочной терапии в работе педагога-психолога

Метод песочной терапии, или игра с песком (Sand play), в наше время все больше завоевывает популярность у специалистов.

Фото моеИсточник: Варавина Наталия Владимировна, педагог-психолог
ОГБУСО «Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», г.Братск

Данный метод был разработан ученицей Карла Юнга, Дорой Калф на основе «Техники мира» Маргарет Ловенфельд, соответственно теоретической основой работы с песочницей является аналитическая психология.

Песочная терапия относится к классу проективной диагностики и терапии, применяется в работе с детьми и взрослыми с проблемами широкого спектра:
• тревожность и страх,
• нарушения в поведении,
• сложности во взаимоотношениях,
• проблемы выбора и жизненного целеполагания и др.

Особо нуждаются в такой терапии дети с умственной отсталостью, т.к. испытывают трудности в вербализации своих чувств, эмоционально неуравновешены, импульсивны.

Песочная терапия в своей основе построена так, чтобы психолог смог диагностировать личностные проблемы, проанализировав песочную картину, а затем ненавязчиво направить человека на правильное решение. Диагностика песочной картины основывается на анализе заполнения частей песочницы, символизме выбранных фигур и анализе сопровождающего рассказа.

Например, если заметно смещение действия в песочнице к верху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом.

Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.

Использование миниатюрных фигурок в песочной терапии, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины или реальных людей и явления той среды, в которую он включен. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.

2 года профессиональной деятельности я активно использую в своей работе с детьми подросткового возраста песочную терапию. В этом направлении мною разработана и активно используется коррекционно-развивающая программа, целью которой является создание условий для успешной социализации, снижение уровня агрессивности и повышение стрессоустойчивости.

Каждое занятие предполагает рефлексию, где ребенок с моей помощью, старается осознать свои внутренние проблемы и переживания, а затем мы совместно придумаем как их скорректировать. В рамках этой программы предполагается диагностика успешности коррекционной работы. И для оценки результатов, кроме стандартной я провожу диагностику с помощью песочницы.

Так, для диагностики взаимоотношений ребенка с членами группы я использую песочницу и коллекцию фигур для построения образа группы. Своеобразная социометрия.

Ребенку предлагается следующая инструкция: «Перед тобой стоит песочница, я предлагаю тебе изобразить на ней всю твою группу, для этого выбери из представленных фигурок, столько фигурок, сколько ребят в твоей группе, не забудь о себе» – на этом этапе ребенок бессознательно определяет и выбирает те фигуры, которые соответствуют его отношению к тому или иному воспитаннику. Здесь работает личный символизм предметов.

После того, как ребенок выбрал фигурки, олицетворяющие членов его группы, ему предлагается поставить символ «Я» в центр, а остальные расположить так, как ему захочется. На этом этапе ребенок демонстрирует свое отношение к членам группы. Тех, с кем он дружит, располагает рядом, остальных по степени значимости располагает ближе к бортам песочницы.

Далее, в ходе беседы, психолог выясняет и фиксирует, для себя, какая фигура, кого из членов группы олицетворяет.

Анализ такой картины позволяет определить конфликты ребенка в группе, уровень его самооценки, чувство общности с группой, наличие агрессии.
К примеру рассмотрим несколько картин:

1 пример1. Антон. Себя, в соответствии с инструкцией, ребенок расположил в центре, остальных расставил в соответствии со своим желанием. Желтым я обвела проекции его друзей, голубым – нейтральное общение, красным – наличие конфликта. На его картине можно заметить не соответствие: фигурку Лисенка он располагает рядом, при этом фигура смотрит в сторону. Я поинтересовалась в ссоре ли он с тем ребенком, символом которого является Лисенок, на что мальчик ответил, что временно их общение ограничено, так как друг болеет. Агрессоры отстранены и их олицетворяют довольно опасные фигурки – бультерьер и дракон.

2 пример2. Юра. На этой картине наблюдается общность – все изображены копытными животными, кроме одного. На вопрос почему, ребенок ответил, что он другой (спокойный, молчаливый). В этой картине прослеживается высокая самооценка (фигура автора самая крупная). Так же можно заметить не соответствие: автор и друзья в виде лошадей, но есть ещё фигура лошади, которая отстранена. Из беседы выяснилось, что действительно, это ребенок из их компании, но он совершил отрицательный поступок и автор не желает продолжать с ним дружбу. Неподалеку от бортика песочницы находится проекция ребенка, с которым автору картины неинтересно общаться, он относится к нему равнодушно.

Такая форма диагностики взаимоотношений ребенка с членами группы позволяет выявить не только друзей/врагов, но и проанализировать характер взаимоотношений, заметить то, что ребенок может умолчать.

Также, с помощью песочных картин можно диагностировать уровень агрессии. По мнению Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой и Т.М. Грабенко дети с высоким уровнем, часто создают войны в песочной картине, драки, убийства, закапывают фигуры, при этом выбирают злых персонажей, хищных животных.

3 Пример3. Пример: картину мальчик, 13 лет, назвал «Разборка», рассказал о ней следующую историю: «Была одна компания – шрек, клоуны, крокодил и гигантская оса, не то чтобы они дружили, но жили мирно, но, как-то раз напали на них с другого берега реки, гигантская змея, чудовище и огромный кузнечик. Оса первая полетела защищать территорию, но кузнечик её убил и закопал. Потом все решили переходить реку, но не умели плавать и утонули» В этой картине все фигуры агрессивны, присутствует убийство, закапывание фигуры (осы), конец истории пессимистичен. Высокий уровень агрессии данного ребенка подтвердила диагностика агрессивности «Почебут».

Таким образом, диагностический ресурс юнгианской песочницы многогранен и позволяет психологу увидеть те проблемы, которые, порой, скрыты даже от самого ребенка.

comments powered by HyperComments

Похожее